Господи! Помилуй нас, грешных.

Дюрер_Страсти

Живопись

Албрехт Дюрер, "Христос, стоящий у колонны",
1509. Титульный лист серии 

    Под «Страстями» обычно подразумевались те физические и духовные страдания, которые испытал Иисус Христос в последние дни Своей земной жизни. Эта тема была особенно популярна в Германии в XV–XVI веках. Церковь использовала изобразительное искусство, особенно гравюру, для того, чтобы рассказать широким массам народа, часто неграмотного, о последних днях жизни Христа. Уже в Средние века была разработана иконография всех сюжетов, которая была легко узнаваема. Альбрехт Дюрер, обращаясь к теме «Страстей», вводил в традиционную иконографию свои дополнения, иногда увеличивал число сюжетов.
    Между 1507 и 1513 годом А. Дюрер работал над двумя одноименными сериями в разных техниках. Параллельно с серией «Страсти» в гравюре на дереве он создал цикл «Страсти» в гравюре на меди. Самый ранний лист этого цикла датирован 1507 годом, самый поздний – 1513 годом, основная часть досок была гравирована в 1512 году.
  Серия состоит из 15 гравюр и титульного листа. Каждый лист отличается ясным композиционным построением и тончайшей обработкой всех деталей. Во многих композициях просматривается влияние М. Шонгауэра. В техническом исполнении гравюр Дюрер значительно превзошел своего учителя. Серия пользовалась невероятным успехом и неоднократно переиздавалась на протяжении XVI и XVII веков.

Паломничество в Иерусалим

    Брать за основу лучше порядок событий  по Канону Станций (Стояний) Via Dolorosa  в Иерусалиме (мнение автора блога). У Дюрера есть небольшие отличия (в публикации сделаны примечания).
 Некоторые события, кроме прохождения "Via Dolorosa", требуют паломничества на Елеонскую Гору Иерусалима. (См. Елеонская гора. )  Места 
- остатки Оливковой рощи, 
- Капелла "Доминус Флевис"(Плач Господа), 
- Капелла Вознесения и Храм Вознесения (Русская свеча). 
Капелла Вознесения и Русская Свеча отражают разногласия в трактовках Места Вознесения.
*********************************************************************************


В Стояние "Via Dolorosa" не входит. 

Альбрех Дюрер, "Моление о Чаше",
1508, Лист 1

Моление о Чаше

    (36) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
(37) И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
(38) Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
(39) И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты.
(40) И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
(41) бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
(42) Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
(43) И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
(44) И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
(45) Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
(46) встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

(Мф. 26:36-46)

*********************************************************************************В Стояния "Via Dolorosa" не входит.
Альбрехт Дюрер, "Взятие Христа под стражу",
1508 г.,  Лист 2
Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)

    (47) И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
(48) Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
(49) И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
(50) Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел ? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
(51) И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
(52) Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
(53) или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
(54) Как оке сбудутся Писания, что так должно быть?
(55) В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
(56) Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

(Мф. 26:47-56)
*********************************************************************************
Стояние 1 "Пилат Допрашивает Христа" См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Христос перед Пилатом",
1512 г., Лист 3 
Христос перед Пилатом 

28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, —
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? 

34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? 

35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. 

37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. 

38 Пилат сказал Ему: что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. 

39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 

40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Мф 27;11-16
*********************************************************************************
Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям". См. Via Dolorosa

Альбрех Дюрер, "Бичевание Христа",
1512,  Лист 4
Бичевание Христа

     (15) Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Бараеву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

(Мк. 15:15)
*********************************************************************************
Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям". См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Увенчание тернием",
1512, Лист 5
Увенчание тернием

(27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк
(28) и, раздев Его, надели на Него багряницу;
(29) и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский!
(30) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
(Мф. 27:27-30)

*********************************************************************************
    Событие предшествует действию "Христос перед Понтием Пилатом" и идет после "Взятия Христа под стражу". Однако у Дюрера порядок такой.
В Стояния Via Dolorosa не входит.

Альбрех Дюрер, "Христос перед Каиафой",
1512 г., Лист 6
Иисус перед Каиафой

12
Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, 

13
и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. 

14
Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ. 

15
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.

16
А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. 

17
Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. 

18
Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. 

19
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. 

20
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. 

21
Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. 

22
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? 

23
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? 

24
Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе. 

25
Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. 

26
Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? 

27
Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

(Иоанн 18: 12-27)
*********************************************************************************
     Событие соответствует Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям".  См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Се человек",
1512 г., Лист 7
 Се человек

1
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

2
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

3
и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

4
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

5
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

(Иоанн 19:1-5)
*********************************************************************************
Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям". См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Пилат умывает руки",
1512 г., Лист 8
    Происходит от еврейского обряда ритуального мытья рук. В случае, когда убийца человека не известен, Тора предписывала принести в жертву телицу, «и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головой телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели» (Втор. 21:1-9).

Пилат умывает руки

24.
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 

25
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 

26
Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

(Мф. 27:24 Мф. 27: 24-26).



*********************************************************************************
- Стояние 3 (Христос первый раз падает под тяжестью Креста)
- Стояние 4 (Место встречи Христа с Девой Марией)
- Стояние 5 (Солдаты заставили Симона Кирениянина нести Крест Христа)
- Стояние 6 (Вероника оттерла лицо Христа льняным платком)
– Стояние 7 (Второе падение Христа)
– Стояние 8 (Обращение Христа к Дщерям Иерусалимским)
– Стояние 9 (Третье падение Христа)
См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Несение Креста",
1512 г.,  Лист 9
*********************************************************************************
- Стояние 10 "Предел деления Риз"
– Стояние 11 "Прибитие к Кресту"
– Стояние 12 "Смерть на Кресте, Гологофа"
См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Распятие",
1511 г., лист 9

Распятие Христа

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. 
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 
29 ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие».

30 тогда начнут говорить горам: 

«падите на нас» 
и холмам: 
«покройте нас».

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 
35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский».

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. 
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. 
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. 
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. 
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. 
(Лука, 23: 26-56) 
*********************************************************************************
Стояние 13 "Снятие с Креста, Камень Миропомазания". 
См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Снятие с Креста",
1507, Лист 11
Снятие с Креста 

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 
52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 
53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 
54 День тот был пятница, и наступала суббота. 
55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56 возвратившись же, приготовили благовония и масти. 
И в субботу остались в покое по заповеди.
(Лука, 23: 26-56)
*********************************************************************************
Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Положение во гроб",
1512 г., Лист 12
 Текст - смотри лист 11
*********************************************************************************
Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa

Альбрехт Дюрер, "Сошедствие во Ад",
1512 г., Лист 13
 Сошедствие во Ад

    В послании апостола Павла в Эфес говорится, что Христос «нисходил в преисподние места земли» (Еф. 4:9)

   Следует заметить, что среди защитников идеи сошествия Христа в ад нет единства относительно масштабов спасительной миссии Сына Божьего в аду. Одни считают, что Христос после Своей смерти на кресте сходил в ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда только ветхозаветных праведников. Другие настаивают на том, что, сойдя во ад, Христос открыл путь к спасению для всех людей, а не только для праведников. Сошествие Христа во ад воспринимается как событие космического значения, имеющее отношение ко всем без исключения людям. Это значит, что после сошествия Христа в ад там не осталось никого, кроме дьявола и демонов. (Источник http://logosinfo.org/2018/03/24/soshestvie-v-ad-trudnye-teksty-biblii/)

*********************************************************************************
– Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa

Ключ к Христианству. Итог всего Воплощения Христа

"Христос воскрес из мертвых! Смертью смерть поправ и сущих во гробах живот даровав!"
Пасхальная молитва

Альбрехт Дюрер, "Воскресение",
1512 г., Лист 14
 Воскресение Христа

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 
2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 
5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 
6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 
7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. 
9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 
10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Мф., 28:1-10
*********************************************************************************
Альбрехт Дюрер, "Петр и Иоанн исцеляют Хромого",
1513 г., Лист 15
Петр и Иоанн исцеляют хромого

1 Однажды в три часа пополудни, когда было время молитвы, Петр с Иоанном шли в Храм. 
2 Тогда же к воротам Храма, что назывались Прекрасными, принесли человека, неспособного ходить с самого рождения. Каждый день его сажалитам просить милостыню у приходивших в Храм. 
3 Увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в Храм, он и у них стал просить подаяния. 
4 Они же внимательно посмотрели на него, и Петр сказал: «Взгляни на нас!» 
5 Надеясь что-нибудь получить, тот стал пристально смотреть на них.

6 «Серебра и золота нет у меня, - продолжил Петр, - но я дам тебе то, что есть у меня: во имя Иисуса Христа из Назарета*, [встань и] иди!» 
7 И взяв его за правую руку, он поднял его. В тот же миг укрепились ступни и суставы ног хромого: 
8 он вскочил, выпрямился и пошел. Затем он вошел с ними в Храм и ходил там, прыгая от радости и хваля Бога. 
9 Все видели, как он ходил и хвалил Бога, 
10 и когда узнавали в нем человека, который обычно сидел у Прекрасных ворот Храма, прося милостыню, то случившееся с ним вызывало у них удивление и недоумение.
Деяния 3:1-10

*********************************************************************************
   В отличие от гравюр на дереве, эта серия предназначалась для просвещенных современников художника и вызывала у них восхищение. Дюрер и сам высоко ценил эту работу, часто дарил отдельные листы друзьям. Он брал ее в качестве подарков в свое путешествие по Нидерландам.
   Все отпечатки серии, хранящиеся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина, относятся к разному времени.

Албрехт Дюрер, "Христос, стоящий у колонны",
1509. Титульный лист серии 

Комментарии