Дюрер_Страсти
Живопись
Албрехт Дюрер, "Христос, стоящий у колонны", 1509. Титульный лист серии |
Под «Страстями» обычно подразумевались те физические и духовные страдания, которые испытал Иисус Христос в последние дни Своей земной жизни. Эта тема была особенно популярна в Германии в XV–XVI веках. Церковь использовала изобразительное искусство, особенно гравюру, для того, чтобы рассказать широким массам народа, часто неграмотного, о последних днях жизни Христа. Уже в Средние века была разработана иконография всех сюжетов, которая была легко узнаваема. Альбрехт Дюрер, обращаясь к теме «Страстей», вводил в традиционную иконографию свои дополнения, иногда увеличивал число сюжетов.
Между 1507 и 1513 годом А. Дюрер работал над двумя одноименными
сериями в разных техниках. Параллельно с серией «Страсти» в гравюре на
дереве он создал цикл «Страсти» в гравюре на меди. Самый ранний лист
этого цикла датирован 1507 годом, самый поздний – 1513 годом, основная
часть досок была гравирована в 1512 году.
Серия состоит из 15 гравюр и титульного листа. Каждый лист отличается
ясным композиционным построением и тончайшей обработкой всех деталей. Во
многих композициях просматривается влияние М. Шонгауэра. В техническом
исполнении гравюр Дюрер значительно превзошел своего учителя. Серия
пользовалась невероятным успехом и неоднократно переиздавалась на
протяжении XVI и XVII веков.
Паломничество в Иерусалим
Брать за основу лучше порядок событий по Канону Станций (Стояний) Via Dolorosa в Иерусалиме (мнение автора блога). У Дюрера есть небольшие отличия (в публикации сделаны примечания).
Некоторые события, кроме прохождения "Via Dolorosa", требуют паломничества на Елеонскую Гору Иерусалима. (См. Елеонская гора. ) Места
- остатки Оливковой рощи,
- Капелла "Доминус Флевис"(Плач Господа),
- Капелла Вознесения и Храм Вознесения (Русская свеча).
Капелла Вознесения и Русская Свеча отражают разногласия в трактовках Места Вознесения.
*********************************************************************************В Стояние "Via Dolorosa" не входит.
Альбрех Дюрер, "Моление о Чаше", 1508, Лист 1 |
Моление о Чаше
(36) Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и
говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
(37) И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
(38) Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
(39) И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты.
(40) И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
(41) бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
(42) Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
(43) И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
(44) И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
(45) Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
(46) встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
(37) И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
(38) Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
(39) И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты.
(40) И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
(41) бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
(42) Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
(43) И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
(44) И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
(45) Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
(46) встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
(Мф. 26:36-46)
*********************************************************************************В Стояния "Via Dolorosa" не входит.
Альбрехт Дюрер, "Взятие Христа под стражу", 1508 г., Лист 2 |
Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)
(47) И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и
с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и
старейшин народных.
(48) Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
(49) И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
(50) Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел ? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
(51) И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
(52) Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
(53) или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
(54) Как оке сбудутся Писания, что так должно быть?
(55) В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
(56) Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
(48) Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
(49) И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
(50) Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел ? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
(51) И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
(52) Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
(53) или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
(54) Как оке сбудутся Писания, что так должно быть?
(55) В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
(56) Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
(Мф. 26:47-56)
*********************************************************************************Стояние 1 "Пилат Допрашивает Христа" См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Христос перед Пилатом", 1512 г., Лист 3 |
Христос перед Пилатом
28
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в
преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, —
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, —
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
36
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было
Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был
предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
37
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь.
Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине;
всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38 Пилат сказал Ему: что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
Мф 27;11-16
*********************************************************************************
Альбрех Дюрер, "Бичевание Христа", 1512, Лист 4 |
Бичевание Христа
(15) Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Бараеву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
(Мк. 15:15)
*********************************************************************************Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям". См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Увенчание тернием", 1512, Лист 5 |
Увенчание тернием
(27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк
(28) и, раздев Его, надели на Него багряницу;
(29) и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский!
(30) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
(28) и, раздев Его, надели на Него багряницу;
(29) и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский!
(30) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
(Мф. 27:27-30)
*********************************************************************************
Событие предшествует действию "Христос перед Понтием Пилатом" и идет
после "Взятия Христа под стражу". Однако у Дюрера порядок такой.
В Стояния Via Dolorosa не входит.
Альбрех Дюрер, "Христос перед Каиафой", 1512 г., Лист 6 |
Иисус перед Каиафой
Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,
и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.
Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.
За
Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком
первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
А
Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком
первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.
Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
Иисус
отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме,
где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.
Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.
Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?
Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.
(Иоанн 18: 12-27)
*********************************************************************************
Событие соответствует Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям". См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Се человек", 1512 г., Лист 7 |
Се человек
1
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3
и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
4
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
5
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
(Иоанн 19:1-5)
Стояние 2 "Бичевание и возложение тернового венца, вывод Христа к людям". См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Пилат умывает руки", 1512 г., Лист 8 |
Происходит от еврейского обряда ритуального мытья рук. В случае, когда убийца человека не известен, Тора предписывала принести в жертву
телицу, «и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют
руки свои над головой телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут:
руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели» (Втор. 21:1-9).
Пилат умывает руки
24.
Пилат,
видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и
умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы.
25
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26
Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
*********************************************************************************
- Стояние 4 (Место встречи Христа с Девой Марией)
- Стояние 5 (Солдаты заставили Симона Кирениянина нести Крест Христа)
- Стояние 6 (Вероника оттерла лицо Христа льняным платком)
– Стояние 7 (Второе падение Христа)
– Стояние 8 (Обращение Христа к Дщерям Иерусалимским)
– Стояние 9 (Третье падение Христа)
См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Несение Креста", 1512 г., Лист 9 |
- Стояние 10 "Предел деления Риз"
– Стояние 11 "Прибитие к Кресту"
– Стояние 12 "Смерть на Кресте, Гологофа"
См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Распятие", 1511 г., лист 9 |
Распятие Христа
26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29 ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие».
30 тогда начнут говорить горам:
«падите на нас»
и холмам:
«покройте нас».
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
35
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники,
говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос,
избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося
Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский».
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
(Лука, 23: 26-56)
*********************************************************************************
Стояние 13 "Снятие с Креста, Камень Миропомазания".
См. Via Dolorosa
Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa
Текст - смотри лист 11
*********************************************************************************
Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Снятие с Креста", 1507, Лист 11 |
Снятие с Креста
50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54 День тот был пятница, и наступала суббота.
55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56 возвратившись же, приготовили благовония и масти.
И в субботу остались в покое по заповеди.
(Лука, 23: 26-56)
*********************************************************************************Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Положение во гроб", 1512 г., Лист 12 |
*********************************************************************************
Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa
Альбрехт Дюрер, "Сошедствие во Ад", 1512 г., Лист 13 |
Сошедствие во Ад
В послании апостола Павла в Эфес говорится, что Христос «нисходил в преисподние места земли» (Еф. 4:9)
Следует заметить, что среди защитников идеи сошествия Христа в ад нет
единства относительно масштабов спасительной миссии Сына Божьего в аду.
Одни считают, что Христос после Своей смерти на кресте сходил в ад
исключительно для того, чтобы вывести оттуда только ветхозаветных
праведников. Другие настаивают на том, что, сойдя во ад, Христос открыл
путь к спасению для всех людей, а не только для праведников. Сошествие
Христа во ад воспринимается как событие космического значения, имеющее
отношение ко всем без исключения людям. Это значит, что после сошествия
Христа в ад там не осталось никого, кроме дьявола и демонов. (Источник http://logosinfo.org/2018/03/24/soshestvie-v-ad-trudnye-teksty-biblii/)
*********************************************************************************
– Стояние 14 (Положение во Гроб, Кувуклия, Место Воскрешения).
См. Via Dolorosa
См. Via Dolorosa
Ключ к Христианству. Итог всего Воплощения Христа
"Христос воскрес из мертвых! Смертью смерть поправ и сущих во гробах живот даровав!"
Пасхальная молитва
Альбрехт Дюрер, "Воскресение", 1512 г., Лист 14 |
Воскресение Христа
1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с
небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7
и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и
предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
9
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и
сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и
поклонились Ему.
10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Мф., 28:1-10
*********************************************************************************Альбрехт Дюрер, "Петр и Иоанн исцеляют Хромого", 1513 г., Лист 15 |
Петр и Иоанн исцеляют хромого
1 Однажды в три часа пополудни, когда было время молитвы, Петр с Иоанном шли в Храм.
2
Тогда же к воротам Храма, что назывались Прекрасными, принесли
человека, неспособного ходить с самого рождения. Каждый день его
сажалитам просить милостыню у приходивших в Храм.
3 Увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в Храм, он и у них стал просить подаяния.
4 Они же внимательно посмотрели на него, и Петр сказал: «Взгляни на нас!»
5 Надеясь что-нибудь получить, тот стал пристально смотреть на них.
6 «Серебра и золота нет у меня, - продолжил Петр, - но я дам тебе то, что есть у меня: во имя Иисуса Христа из Назарета*, [встань и] иди!»
7 И взяв его за правую руку, он поднял его. В тот же миг укрепились ступни и суставы ног хромого:
8 он вскочил, выпрямился и пошел. Затем он вошел с ними в Храм и ходил там, прыгая от радости и хваля Бога.
9 Все видели, как он ходил и хвалил Бога,
10
и когда узнавали в нем человека, который обычно сидел у Прекрасных
ворот Храма, прося милостыню, то случившееся с ним вызывало у них
удивление и недоумение.
Деяния 3:1-10
*********************************************************************************
В отличие от гравюр на дереве, эта серия предназначалась для
просвещенных современников художника и вызывала у них восхищение. Дюрер и
сам высоко ценил эту работу, часто дарил отдельные листы друзьям. Он
брал ее в качестве подарков в свое путешествие по Нидерландам.
Все отпечатки серии, хранящиеся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина, относятся к разному времени.
Албрехт Дюрер, "Христос, стоящий у колонны", 1509. Титульный лист серии |
Комментарии
Отправить комментарий