Стены Иерусалима, "Левый Путь"
Прогулка по Стенам Старого города Иерусалима
«Левый» Путь - (Север и Восток)
Общий подход
Общий подход
Отличным обзорным знакомством с Иерусалимом, мы посчитали Прогулки по Стенам Старого города. Сами Стены внесены в список Юнеско.
Стены (ивр. חומות ירושלים; араб. أسوار القدس), были построены по приказу Сулеймана I между 1535 и 1538 годами, когда Иерусалим являлся частью Османской империи. Длина стен составляет 4018 метров, их средняя высота - 12 метров, а средняя ширина – 2,5 метра. Сооружение включают в себя 34 наблюдательные башни и 8 ворот.
Всего маршрутов 2 и оба начинаются от Яфских ворот.
Один «Левый». От Яфских ворот до Львиных.
Второй «Правый» (вход, с внешней стороны стен надо выйти из Яфсских ворот, и не доходя до Башни Давида, свернуть влево и по указателю найти вход), от Башни Давида до Мусорных ворот.
Мы выделяли по 3 часа времени на каждый путь, чтобы спокойно походить. Много лестниц, переходов, видовых площадок. Для закрепления, возвращались к Яфским воротам, по дорогам вдоль внешней стороны Стен. Тут огромное поле выбора, можно возвращаться и по улицам Старого Города или побродить по его извилистым улицам.
Возле Яфских ворот, в туристическом центре берем двойной билет на оба маршрута. Что интересно билет действует несколько дней. Первый вход, сразу за туристическим центром, автомат надо приложить и войти в вертушку. На втором маршруте - сидит человек с компостером. Надо учитывать, что «левый» маршрут длиннее «правого».
Сами стены уже колорит, особенно для тех, кто любит посещать Крепости. Практически сам город был сделан средневековой крепостью, с воротами, башнями, бойницами. Мне вспомниться Таллинн, тоже окруженный стеной город...
Прогулка по "Правому маршруту"
История о Вильгельме 2 Гогенцоллере
В 1898 году, во время турецкого правления Иерусалимом, в Палестину прибыл дорогой гость и союзник, германский император Вильгельма 2 Гогенцоллерн. К его визиту, турки снесли часть стены между Цитаделью и Яффскими воротами и засыпали крепостной ров, чтобы через этот проем Вильгельм въехал в город на белом коне, как он того пожелал.
Есть легенда, что «Властитель, въехавший через Яффские ворота на белом коне, будет править городом до конца мира!». Вот турки и "провели" Вильгельма: на белом коне в Иерусалим? — пожалуйста! Он, собственно, и не понял, что ЭТО были не Яффские ворота.
С Яфских ворот видна отлично «Мамилла» – новый современный художественный бульвар. Он нам так понравился, что почти всегда возвращались домой по нему. За Мамиллой виден Мамилла Молл (торговый центр) и отель «Царь Давид», самый престижный отель Иерусалима, сооружены еще во времена правления британцев, место для президентов и правителей, посещающих Иерусалим.
Дальше идет вид на улицу «Яфо». Это трамвайная транспортная артерия. Трамвайчики бешают туда-сюда... При движении по стенам мы постоянно смотрим внутрь Старого Города и наружу. Возникает замечательный контраст Древнего Иерусалим и Современного. Собственно так там и есть.
Глядим внутрь стен на улицу Давида (David street). Обращаем на нее внимание! Это дорога на Храмовую Гору и Стене Плача, к церкви «Redemeer» и площади «Муристан», с выходом к «Гробу Господню». Она же удобна для походов и возвращения с еврейского квартала, мы старались пользоваться и ей для походов к Львиным воротам, с переходом на Via Dolorosa. Улочки Старого города запутанные, не всегда получалось выходить к нужной точке.
Внутри старого города множество жилых зданий. Очень удивляет контраст нового за стенами, знаковых мест и просто домов, которые мы во множестве увидим внутри старого города. Наш взгляд цепляется за здание Латинского Патриархата.
Латинский патриархат — это представительство Римско-католической церкви в Иерусалиме. Начало свое Патриархия берет с 1099 г., то есть времени захвата Иерусалима крестоносцами, в отличие, кстати, от Православной греческой патриархии, которая существует еще с византийского периода. Колоссальный пласт крестовых походов сразу приходит в ассоциации. В Израиле город крестоносцев– Акко, недалеко от Хайфы. Тоже не было времени и даже не был в планах в этот раз, тем не менее след этих событий очень ярок и по сей день. Европа и стала Европой, не в последнюю очередь благодаря смешению Культур во время Крестовых походов.
Латинский патриархат
Латинский патриархат — это представительство Римско-католической церкви в Иерусалиме. Начало свое Патриархия берет с 1099 г., то есть времени захвата Иерусалима крестоносцами, в отличие, кстати, от Православной греческой патриархии, которая существует еще с византийского периода. Колоссальный пласт крестовых походов сразу приходит в ассоциации. В Израиле город крестоносцев– Акко, недалеко от Хайфы. Тоже не было времени и даже не был в планах в этот раз, тем не менее след этих событий очень ярок и по сей день. Европа и стала Европой, не в последнюю очередь благодаря смешению Культур во время Крестовых походов.
Доходим до Северо-западного угла, смотрим наружу стен - конец Мамиллы, справа от перекрестка стоит симпатичное здание госпиталя св. Луи, с очень интересной историей.
История госпиталя Ст Луи
К 19 веку Османская империя заметно ослабела. Она проиграла войну России и по условиям мирного договора обязана была разрешить доступ русским паломникам к святым местам Палестины. Поток верующих с каждым годом увеличивался. Люди ехали, невзирая на опасности Пути на Святую Землю. В середине 19 века русским удалось приобрести большой участок земли на севере от Старого города для основания паломнического центра. На территории Русского подворья (оно как раз за госпиталем) построили церковь, гостиницу и больницу для паломников. Теперь у православных путешественников был приют на Святой Земле.
Католики-паломники были в худших условиях. В 19 веке, положение стал исправлять француз, граф Мари Поль Амадей де Пейле. Пользуясь своими связями и средствами, он выкупил участок между Русским подворьем и Старым городом.
Надобно заметить, что место это весьма значимо для французов — именно здесь по легенде крестоносец Танкред де Отвиль первым ворвался в Иерусалим в 1099 году.
Граф де Пейле и основал французский госпиталь на знаковом месте. Больницу назвали в честь святого и французского короля Людовика 9, тоже крестоносца, участвовавшего в следующих менее успешных походах. Здание было заложено в 1879 году, оно было величественным по тем временам — барокко с примесью неороманского стиля. Граф лично разработал эскизы росписей для отделки залов. И здесь же в 1925 году он скончался.
А внутри стен у поворота находим небольшую мечеть, несмотря на то, что здесь христианский квартал.
История Новых ворот
В 1889 году, пойдя навстречу просьбам влиятельных христиан, султан Абдул-Хамид II распорядился в северо-западном углу стены соорудить ворота, чтобы христианским паломникам из района Русского подворья и Французского госпиталя было удобнее проходить к Храму Гроба Господня (это и теперь самая короткая дорога к нему). С 1948 по 1967 годы ворота были заложены, так как по этой улице (сейчас она называется "улица Десантников"- "А-Цанханим" на иврите) проходила линия раздела Иерусалима на израильскую и иорданскую части.
Мы неспешно добрались до Новых ворот Иерусалима. Внутри стен – Христианский Квартал. Очень много монахов, часто звучит колокольный звон. Если выйти на улицу Casa Nova – достаточно удобно снова вернуться к Яфским воротам. Прямо у ворот расположен монастырь Святого Сальватора (Monatery of San Salvador) — резиденции ордена францисканцев на Святой Земле.
История Францисканцев на Святой Земле
Интересно, что именно монахам францисканцам Папа Римский поручил "шефство" над святыми местами Палестины. Для этого еще в 13 веке был учрежден специальный комитет "Хранители Святой Земли", возглавлял который Главный Страж (Хранитель) Святой Земли.
У организации есть свой символ — Иерусалимский крест. Вот по нему-то и можно опознать принадлежность объекта за этими воротами. И еще надпись «TERRA SANCTA» (Святая Земля) над воротами.
С 13 века, когда католики потеряли власть в Палестине, францисканцы-хранители были единственными, кто получил право остаться здесь для опеки над христианскими святынями. А Главный Хранитель Святой Земли до середины 19 века был по совместительству Латинским патриархом (на гербе Латинского патриарха тоже присутствует Иерусалимский крест). До прихода турок "офис" францисканцев располагался в "Горнице Тайной вечери" на Сионской горе. Но османы выселили оттуда монахов. И тогда отцы-францисканцы выкупили у грузинской православной церкви заброшенный монастырь, подновили его, так появился монастырь св. Сальватора.
В 1883-84 году с разрешения турецких властей монастырь обзавелся колокольней.
Постепенно скупая окружающие дома и участки земли, францисканцы заняли немалую часть Христианского квартала. Сейчас здесь размещается много разных организаций францисканцев: архив и исследовательский библейский центр, библиотека, семинария и средняя школа, типография и больница.
Двигаемся дальше. Движение по стенам очень интересное. Лесенки, переход даже 2 человека вполне разминуться. Иногда бредет назад слегка обалдевший турист. Можно встретить любителей красивых съемок со штативами и мощными камерами.
Снова смотрим наружу и видим очень красивое здание. Это центр "Notre-Dame de Jerusalem" (а проще — Французское подворье), с очень драматичной историей.
Своим существованием комплекс обязан также графу де Пейле, тому самому, что построил госпиталь Св. Луи по соседству. В 1882 году граф, совместно с орденом Ассумпционистов организовал паломнический "тур" для 1000 французов.
История Notre-Dame de Jerusalem
Своим существованием комплекс обязан также графу де Пейле, тому самому, что построил госпиталь Св. Луи по соседству. В 1882 году граф, совместно с орденом Ассумпционистов организовал паломнический "тур" для 1000 французов.
Ассумпциони́сты, Августинцы Успения Пресвятой Богородицы (лат. Congregatio Augustinianorum ab Assumptione, AA) — католическая монашеская конгрегация, близкая к августинцам. Основана французским священником Эммануэлем д’Альзоном в 1845 году. (Википедия, см. Ассумционисты)
Паломников разместили в палатках на пустыре рядом с госпиталем св. Луи. С завистью французы наблюдали за комфортабельной по тем временам жизнью соседей из Русского подворья. Это привело идее выстроить "Французское подворье".
К 1884 году братья-ассумпционисты получили все необходимые разрешения, приобрели тот самый участок земли, на котором стоял первый палаточный лагерь, и началось строительство. Строительство было завершено в 1904 году и «Нотр-Дам де Франс» (как тогда назывался центр), имел примерно такой же вид, как и сейчас.
Было задумано, что Нотр-Дам станет не просто приютом для паломников, а символом французского присутствия на Святой Земле. Возвышающееся на холме здание было видно издалека, к моменту завершения строительства оно было самым большим в Иерусалиме. Водрузив на здании статую Мадонны с младенцем Иисусом, французы достигли еще одной тайной цели: они полностью закрыли вид на русскую церковь Троицы со стороны Старого города.
Шли годы, между двумя мировыми войнами количество паломников существенно уменьшилось. Англичане, правившие Палестиной, особо не жаловали монахов-французов и использовали часть здания для военных целей. Но по-настоящему трудные времена для монастыря начались после 1948 г. Комплекс пострадал в боях Войны за независимость, а потом оказался в пограничной израильско-иорданской зоне. На полуразрушенном южном крыле ЦАХАЛ устроил наблюдательный пост . С Нотр Дам открывается отличный обзор Восточного Иерусалима. В 60-е годы ассумпционисты осознали, что комплекс им не нужен и перевели свой "штаб" в церковь св. Петра у г. Сион. Начались переговоры с израильским правительством о продаже участка и здания Нотр-Дам. Но тут вмешался Святой Престол и израильтяне решили не обострять отношения с Римом. Так Нотр-Дам стал собственностью Ватикана. С 1978 по 1985 год Святой Престол провел дорогостоящую реконструкцию.
Теперь комплекс включает отель, часовню, несколько рестранов (в том числе на крыше), религиозно-общественный центр, концертный и несколько конференц-залов. Название изменилось с "Нотр-Дам де Франс" на "Нотр-Дам де Жерузалем", а флаг — с французского на ватиканский, желто-белый. Сегодня любой желающий, вне зависимости от его религиозной принадлежности, может по интернету снять номер с шикарным видом на Иерусалим новый и старый. Цена вопроса: 180 евро стандартный дабл или 600 — за люкс (за ночь).
Доходим до северо-западного выступа и стена делает поворот направо и немного позже налево. Видна трамвайная линия, выходящая слева, из-за поворота и дорога, вдоль которой идет линия на север.
Это место проходит по официальной линии разделения города постановлением ООН от 1947 г. Так что, пройдя еще метров 100, мы за стеной будем видеть арабскую часть Иерусалима, а сами на стене останемся в международной зоне. Место и сегодня не простое. На стенах мы встречали солдат «Цахала». Ребята, при выходе нас по лесенке хватались за пистолет. Наши туристические шапочки все успокаивали, но армия наблюдает за мусульманским кварталом. К этому мы привыкли, но напряжение в Иерусалиме есть и стоит вести себя осторожней в арабских кварталах. Двигаясь по стенам очень часто видим обычную, будничную жизнь местных обитателей, играющих детей, спящих собак. Жизнь кипит, в этом древнем городе... Глядим на старый город. Открываются Купола Храма Гроба Господня (см. пост Via Dolorosa), смотровую площадку лютеранской церкви «Redemeer». Церковь примечательна своей обзорной площадкой на Старый город.
Мы двигаемся в сторону Дамасских ворот Иерусалима. Отметим на другой стороне Автобусную станцию (East Jerusalem CBS, практически напротив ворот). С нее бегает автобус 21 в Вифлеем. Еще здесь много таксистов-арабов, мы читали, люди берут такси на весь день и ездят в Вади Кельт (каньон и православный монастырь «Хозевита»). Цена около 100 долл в день. В планах тоже было, но выпало…
Наш любимый трамвайчик убегает вверх, а мы разворачиваемся и смотрим на Храмовую Гору . Купол Скалы виден со многих частей Иерусалима и красиво блестит на солнце. Где то внизу прячется Vis Dolorosa. Если глядеть внутрь старого города очень много бытовых сооружений. Обнаружили даже обычный стадион, где арабские дети гоняли в футбол. Снова встретили «Цахал», но более спокойный... Смотрим внутрь стен и обнаруживаем пещеру Седекии, в нескольких метрах за Дамасскими воротами.
История пещеры Седекии
Когда-то это была небольшая естественная пещерка, из которой во времена царя Соломона добывали белый известняк для строительства Иерусалима и Иерусалимского Храма, поэтому пещера носит еще одно название – каменоломни царя Соломона. Древняя каменоломня, площадью 9000 квадратных метров, простирается под кварталами Старого города и открыта для посещения туристами. Во время строительства городской стены Сулейманом Великолепным, пещера была замурована из-за опасения, что неприятель сможет проникнуть в город из-под земли. Обнаружена она была случайно, в 1854 году американским миссионером и исследователем Джеймсом Барклаем. Он прибыл в Иерусалим как христианский миссионер и, однажды, прогуливаясь за стенами Старого города, обнаружил, что пропала его собака. Услышав ее лай где-то под землей, он обнаружил и саму пещеру. Исторических сведений о пещере очень мало, но зато она окутана множеством легенд. Масоны, вольные каменьщики, проводили здесь свои ритуалы, так как считают царя Соломона первым библейским масоном. Названа пещера по имени последнего Иудейского царя из рода Давида – Цидкиягу, или Седекии.
Седекия поднял восстание против Вавилонии и царь Навуходоносор осадил Иерусалим. После длительной осады Иерусалим был захвачен и полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен. Согласно легенде, царь Седекия бежал от Навуходоносора по этой пещере до самого Иерихона, где и был схвачен. Вавилоняне убили сыновей Седекии у него на глазах, его самого ослепили и угнали в вавилонский плен.
Согласно еще одной легенде, во время осады Иерусалима римлянами в пещере Цидкиягу были спрятаны храмовые сокровища, но они до сих пор не найдены.
Пещера огромна, хотя ее максимальная ширина – 100 метров. В ней множество залов, коридоров, проходов. В дальнем углу пещеры – небольшой подземный источник, называемый Слезы царя Цидкиягу.
Двигаемся в сторону ворот Ирода. Обратим свой взор наружу стен и обнаружим Музей Рокфеллера. В музее сосредоточена большая коллекция артефактов, найденных при раскопках, проведённых в Палестине в 1920-х и 1930-х годах. Музей является частью Музея Израиля .
В 1906 году Еврейский национальный фонд планировал приобрести участок земли, известный как Карм эль-Шейх, для строительства Школы искусств и ремёсел Бецалель. Основатель школы, Борис Шац предусмотрел, что с территории школы будет открываться панорамный вид на Храмовую гору.
В 1919 г. власти Британского мандата разрешили построить на этом участке археологический музей. Основатель и директор Чикагского Восточного университета Джеймс Генри Брэстед, посетивший Палестину в 1925 г., решил, что Иерусалиму необходим археологический музей для размещения важных региональных находок. Воодушевлённый Верховным комиссаром Палестины Гербертом Плюмером, Брэстед познакомился с американским филантропом Джоном Д. Рокфеллером (младшим), который согласился пожертвовать на проект два миллиона долларов. Музей был построен на холме, известном как Карм эль-Шейх и расположенном напротив северо-восточной окраины стен Старого города.
Проект музея был разработан Остином Харрисоном — главным архитектором Департамента общественных работ. Краеугольный камень нового музея был заложен 19 июня 1930 г., однако, открытие для публики состоялось только через 7 лет — 13 января 1938 г. Официально он назывался Палестинский археологический музей, но был также известен в то время и как Музей Рокфеллера.
Вскоре после арабо-израильской войны 1948 г. музей стал филиалом штаб-квартиры Иорданского отдела древностей, до 1956 г. возглавляемой Джеральдом Ланкастером Хардингом. Музей находился в ведении международного попечительского совета до 1966 г., а затем он был национализирован королём Хусейном во время иорданской оккупации Западного берега реки Иордан.
В 1967 г. вспыхнула Шестидневная война, и контроль над музеем установило правительство Израиля. Во время войны здание музея было захвачено израильскими солдатами, которые использовали его главную восьмиугольную башню как наблюдательный пост. Здесь происходили ожесточенные бои между израильскими и иорданскими силами, завершившиеся победой израильской армии. В 1967 г. музей был официально переименован в Музей Рокфеллера. С 1967 года музеем Рокфеллера управляет Музей Израиля совместно с Управлением древностей Израиля.
История Музея Рокфеллера
В 1906 году Еврейский национальный фонд планировал приобрести участок земли, известный как Карм эль-Шейх, для строительства Школы искусств и ремёсел Бецалель. Основатель школы, Борис Шац предусмотрел, что с территории школы будет открываться панорамный вид на Храмовую гору.
В 1919 г. власти Британского мандата разрешили построить на этом участке археологический музей. Основатель и директор Чикагского Восточного университета Джеймс Генри Брэстед, посетивший Палестину в 1925 г., решил, что Иерусалиму необходим археологический музей для размещения важных региональных находок. Воодушевлённый Верховным комиссаром Палестины Гербертом Плюмером, Брэстед познакомился с американским филантропом Джоном Д. Рокфеллером (младшим), который согласился пожертвовать на проект два миллиона долларов. Музей был построен на холме, известном как Карм эль-Шейх и расположенном напротив северо-восточной окраины стен Старого города.
Проект музея был разработан Остином Харрисоном — главным архитектором Департамента общественных работ. Краеугольный камень нового музея был заложен 19 июня 1930 г., однако, открытие для публики состоялось только через 7 лет — 13 января 1938 г. Официально он назывался Палестинский археологический музей, но был также известен в то время и как Музей Рокфеллера.
Вскоре после арабо-израильской войны 1948 г. музей стал филиалом штаб-квартиры Иорданского отдела древностей, до 1956 г. возглавляемой Джеральдом Ланкастером Хардингом. Музей находился в ведении международного попечительского совета до 1966 г., а затем он был национализирован королём Хусейном во время иорданской оккупации Западного берега реки Иордан.
В 1967 г. вспыхнула Шестидневная война, и контроль над музеем установило правительство Израиля. Во время войны здание музея было захвачено израильскими солдатами, которые использовали его главную восьмиугольную башню как наблюдательный пост. Здесь происходили ожесточенные бои между израильскими и иорданскими силами, завершившиеся победой израильской армии. В 1967 г. музей был официально переименован в Музей Рокфеллера. С 1967 года музеем Рокфеллера управляет Музей Израиля совместно с Управлением древностей Израиля.
С ворот Ирода открывается отличный вид на Елеонскую гору. День уже клонился к закату, мы безумно устали, но упорно хотели дойти до Львиных ворот. Но власти иногда перекрывают проход по части стен. В нашем случае дорога дальше ворот Ирода была закрыта. Поэтому мы полюбовались на красоту Елеонской Горы, Старый город и пошли вниз. Затем, мы уже с большим комфортом вышли за стены и вдоль нашего пути пошли в сторону Яфских ворот.
Все, что видели, осматриваем с уровня земли (все это преувеличение, ракурс все-таки другой). Очень много зеленых зон, где мы присаживались посидеть и поглазеть на прохожих. На этом, у Яфских ворот наш поход был завершен. Впечатлений море, мы тихо бредем домой. Следующая прогулка по стенам будет в другой день. У нас ушло около 3 часов на весь путь туда и назад. Следует учитывать, что Прогулка по Стенам – это большая физическая и эмоциональная нагрузка, зато сколько переживаний!
Фото впечатления
Яфские ворота |
Начало маршрута
Вид на Сионскую гору |
Купола Храма "Гроба Господня" |
Тоже Турист! |
Дорога назад к Яфским воротам
Израиль, Иерусалим, 2016
Комментарии
Отправить комментарий