Храмовая гора в Иерусалиме
Этот мир околдован
И ослепляет глаза:
Он кажется широким,
А на самом деле узок,
Его смех – рыдание,
Его слава – позор.
Джалладдин Руми. «Сокровища воспоминания»
Ступени, ведущие к Куполу Скалы |
Храмовая Гора (ивр. הַר הַבַּיִת, Хар а-Баит, она же ивр. הַר הַמוריה, Хар а-Мория, араб. الحرم القدسي الشريف, аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — «благородное святилище») – это одно из самых сакральных мест Старого Города. Сегодня там мусульманские святыни, а для христиан и евреев - это Место Первого и Второго Храмов Господа. Мы решили смотреть всю историю Горы в ленте Времени, раскручивая ее из Сегодня в прошлое. А сама Гора конечно устремлена в Небо…
Ислам
Коран, Сура 17 Аль-Исра (Ночной перенос)
1. Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он — всеслышащий, всевидящий!
2. И Мы даровали Мусе писание и сделали его руководством для сынов Исраила: «Не берите себе покровителя, кроме Меня,
3. о потомство тех, кого Мы носили вместе с Нухом; поистине, он был рабом благодарным!»
4. И постановили Мы для сынов Исраила в писании: «Совершите вы беззаконие на земле дважды и вознесетесь великим превознесением».
5. И когда пришло обещание о первом из них, Мы воздвигли на вас рабов Наших, обладающих сильной мощью, и они проникли между их жилищ, и было обещание исполненным.
6. Потом Мы вернули вам поворот (успеха) против них и помогли вам богатством и сынами и сделали вас более обильными в пособниках.
7. если вы творите добро, то вы творите для самих себя, а если творите зло, то для себя же. А когда пришло обещание о последнем, … чтобы они причинили зло вашим ликам и чтобы вошли они в место поклонения, как вошли первый раз, и уничтожили бы все, над чем возвысились.
8. Может быть, Господь ваш помилует вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся и для неверных сделаем геенну тюрьмой.
9. Поистине, этот Коран ведет к тому, что прямее, и возвещает весть верующим, которые творят благие дела, что для них — великая награда
10. и что тем, которые не веруют в жизнь будущую, Мы уготовили мучительное наказание.
11. А человек взывает ко злу так же, как он взывает к добру; ведь человек тороплив.
12. И сделали Мы ночь двумя знамениями; и стираем Мы знамение ночи и делаем знамение дня дающим видеть, чтобы вы искали милости от вашего Господа и чтобы знали число годов и счета, и всякую вещь Мы распределили в порядке.
13. И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит разверстой:
14. «Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!»
15. Кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, то заблуждается во вред самому себе; не понесет носящая ношу другой, и Мы не наказывали, пока не посылали посланца.
16. А когда Мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там; тогда оправдывалось над ним слово, и уничтожали Мы его совершенно.
17. И сколько Мы погубили поколений после Нуха! И довольно в твоем Господе знающего и видящего прегрешения Его рабов.
18. Кто желал скоропреходящей, ускользали Мы для него в ней то, что желаем для тех, кому хотим; потом сделали Мы для него геенну, чтобы он горел в ней порицаемым, униженным.
19. А кто желает последней и стремится к ней всем должным стремлением, а сам верует, — это те, стремление которых будет отблагодарено.
20. Всех Мы поддерживаем — и этих, и тех — из даров твоего Господа, и не бывают дары твоего Господа ограниченными.
21. Взгляни, как Мы одним дали преимущества над другими, а ведь последняя жизнь — больше по степеням и больше по преимуществам.
22. Не делай с Аллахом другого божества, чтобы не оказаться тебе порицаемым, оставленным.
23. И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное.
24. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: « Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким».
25. Господь ваш лучше знает, что у вас в душах, если вы добродеющий. И поистине, Он к обращающимся прощающ!
26. И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, -
27. ведь расточители — братья сатаны, а сатана своему Господу неблагодарен.
28. А если ты отвратишься от них, ища милости от твоего Господа, на которую надеешься, то скажи им слово легкое.
29. И не делай твою руку привязанной к шее и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким.
30. Поистине, Господь твой простирает удел, кому Он желает, и распределяет. Поистине, Он о Своих рабах знающ и видящ!
31. И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех!
32. И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога!
33. И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь.
34. И не приближайтесь к имуществу сироты иначе, как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости, и исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят.
35. И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами. Это — лучше и прекраснее по результатам.
36. И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце — все они будут об этом спрошены.
37. И не ходи по земле горделиво: ведь ты не просверлишь землю и не достигнешь гор высотой!
38. Зло всего этого у Господа твоего отвратительно.
39. Это — то, что внушил тебе Господь из мудрости, и не сотворяй вместе с Аллахом другого божества, а то будешь ввергнут в геенну порицаемым, презренным!
40. Неужели ваш Господь исключительно вам предоставил сыновей, а себе взял из ангелов женщин? Поистине, вы говорите слово великое!
41. Мы изложили в этом Коране, чтобы они припомнили, но увеличивает это только отвращение у вас.
42. Скажи : «Если бы были вместе с Ним боги, как они говорят, тогда бы они пожелали пути к обладателю трона».
43. Хвала Ему, и превыше Он того, что (о Нем) говорят, на великую высоту!
44. Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, что бы не прославляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их. Поистине, Он — кроткий, прощающий!
45. И когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную.
46. И Мы положили на сердца их покровы, чтобы они не понимали его, а в уши их — глухоту. И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращения.
47. Мы лучше знаем, к чему они прислушиваются, когда слушают тебя, и когда они — тайная беседа, вот говорят неправедные: «Вы следуете только за человеком очарованным!»
48. Посмотри, как они приводят тебе притчи и заблудились и не могут найти дорогу!
49. И сказали они: «Разве, когда мы стали костями и обломками, разве же мы будем воскрешены как новое создание?»
50. Скажи: « Будьте камнями, или железом,
51. или тварью, которая велика в ваших грудях!. .» И скажут они: «Кто же вернет нас?» Скажи : «Тот, который создал вас в первый раз». И они качнут своими головами к тебе и скажут: «Когда это?» Скажи: «Может быть, будет это близко».
52. В тот день, когда Он призовет вас, и ответите вы хвалой Ему и подумаете, что пробыли вы только очень мало.
53. И скажи Моим рабам, чтобы они говорили то, что лучше; поистине, сатана вносит между ними раздор, поистине, сатана для человека — явный враг!
54. Ваш Господь лучше вас знает. Если Он пожелает, Он вас помилует, а если пожелает, Он вас накажет. Мы не посылали тебя наблюдателем над ними.
55. И твой Господь лучше знает тех, кто в небесах и на земле; Мы уже дали преимущество одним пророкам над другими и дали Дауду Псалтырь.
56. Скажи: «Взывайте к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от вас зло или переменить!»
57. Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто их них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!
58. Нет никакого селения, которое Мы бы не погубили до дня воскресения или не подвергли бы его жестокому наказанию. Это было начертано в книге!
59. Нас удержало от того, чтобы отправить со знамениями, только то, что они сочли ложью первые. Мы вывели к самудянам верблюдицу, чтобы она дала (им) увидеть, а они поступили несправедливо с ней. Поистине, Мы посылаем с Нашими знамениями только для устрашения!
60. И вот Мы сказали тебе: "Поистине, Господь твой объемлет людей!"И Мы сделали то видение, которое показали тебе, только искушением для людей и дерево, проклятое в Коране, и Мы устрашаем их, но это увеличивает в них только великую непокорность.
61. И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!»- и они поклонились, кроме Иблиса. Сказал он: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?»
62. Сказал он: «Видишь ли Ты: это — тот, кого Ты почтил предо мною? Если Ты отсрочишь мне до дня воскресения, я погублю его потомство, кроме немногих».
63. Сказал Он: « Уходи! А кто последует за тобой из них, то, поистине, геенна — ваше наказание, наказание полное!
64. Соблазняй, кого ты можешь из них, твоим голосом и собирай против них твою конницу и пехоту, участвуй с ними в их богатствах и детях и обещай им, — поистине, обещает сатана только для обмана!
65. Нет, поистине, у тебя власти над Моими рабами, — и довольно в твоем Господе блюстителя!»
66. Ваш Господь — тот, который гонит вам корабль по морю, чтобы вы снискивали Его милость; поистине, Он к вам — милосерд!
67. А когда вас коснется на море зло, сбиваются те, к кому вы взывали помимо Него; когда же Он спасет вас на сушу, вы отворачиваетесь. Поистине, человек неблагодарен!
68. Избавлены ли вы от того, что Он поглотит с вами часть суши или пошлет на вас вихрь с камнями, — а потом не найдете вы для себя заступника.
69. Или вы избавлены от того, что Он вас вернет туда же другой раз и пошлет на вас сокрушающий вихрь и погубит вас за то, что вы неверны, — потом вы не найдете себе против Нас за это никакого преследователя.
70. Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали.
71. В тот день, когда Мы призовем всех людей с их предстоятелем, и тот, кому будет дана его книга в десницу, — те будут читать свою книгу и не будут обижены и на финиковую плеву.
72. А кто был слеп в этой (жизни), тот и в будущей — слеп и еще больше сбившийся с пути.
73. И близки они были к тому, чтобы соблазнить тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое. А тогда они взяли бы тебя своим другом.
74. И если бы Мы тебя не подкрепили, — ты был близок склониться к ним хотя бы немного.
75. Тогда Мы дали бы тебе вкусить вдвойне и в жизни и в смерти. Потом ты не найдешь против Нас помощника!
76. И они готовы были поднять тебя с земли, чтобы вывести из нее; и тогда пробыли бы они после тебя лишь немного.
77. По обычаю тех, кого Мы посылали до тебя из Наших пророков; и не найдешь ты для Нашего обычая перемены.
78. Выполняем молитву при склонении солнца к мраку ночи, а Коран — на заре. Поистине, Коран на заре имеет свидетелей!
79. И ночью усердствуй в нем добровольно для себя, — может быть пошлет тебе твой Господь место достохвальное!
80. И скажи: « Господи! Введи меня входом истины и выведи выходом истины, и дай мне от Тебя власть в помощь».
81. И скажи: «Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!»
82. И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. А для неправедных только увеличивает потерю.
83. И когда Мы оказали милость человеку, он отворачивается и удаляется; а когда коснется его зло, он отчаивается.
84. Скажи: «Всякий поступает по своему подобию, и Господь вас лучше знает тех, кто прямее дорогой».
85. Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного».
86. Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе, а потом ты бы не нашел для себя в этом против Нас покровителя,
87. кроме милости от твоего Господа. Благодеяния Его для тебя велики!
88. Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками».
89. Мы распределили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей упорствует в том, чтобы быть неверными.
90. И сказали они: «Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника,
91. или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы,
92. или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами,
93. или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимаешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем». Скажи: «Хвала Господу моему! Разве я только не человек — посланник?»
94. Удерживает людей уверовать, когда пришло к ним водительство, только то, что они говорят: «Неужели же послал Аллах человека посланником?»
95. Скажи: «Если бы были на земле ангелы, которые ходят спокойно, тогда бы Мы низвели к ним с неба ангела посланником».
96. Скажи: «Довольно Аллаха свидетелем между мной и вами: ведь Он о Своих рабах сведущ и видящ!»
97. И кого ведет Аллах, тот идет прямо, а кого вводит в заблуждение, тому не найдешь ты покровителей помимо Него. Мы соберем их в день воскресения на их лицах слепыми, немыми, глухими. Пристанище их — геенна: как только она потухает, Мы прибавляем огня.
98. Таково воздаяние им за то, что они не веровали в Наши знамения и говорили: «Разве ж тогда, когда мы будем костями и прахом, разве ж мы будем воскрешены в новом создании?»
99. Разве они не видели, что Аллах, который создал небеса и землю, в состоянии создать подобных им, и установил Он им срок, в котором нет сомнения? Но неправедные отвергают все, кроме неверия.
100. Скажи: «Если бы вы обладали сокровищницами милости Господа моего, и тогда вы бы удерживались из боязни обеднеть. Поистине, человек — скуп!»
101. Мы даровали Мусе девять знамений ясных. Спроси сынов Исраила, когда он пришел к ним и сказал ему Фираун: «Я думаю, что ты, Муса, очарован».
102. Он сказал: «Ты знаешь, что низвел эти только Господь неба и земли, как наглядные знамения, и я думаю, что ты, Фираун, погибший».
103. И пожелал он сдвинуть их с земли, и потопили Мы его и тех, кто с ним, всех.
104. И после него сказали сынам Исраила: «Живите в стране, и когда придет обещание последней, Мы со всеми вами придем вместе».
105. И в истине Мы его ниспослали, и в истине он нисшел. И послали Мы тебя только вестником и увещателем.
106. И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, и ниспослали Мы его ниспосланием.
107. Скажи: «Веруйте в него или не веруйте, — те, кому даровано это знание до него, когда он читается им, падают на бороды, поклоняясь,
108. и говорят: „Хвала Господу нашему! Поистине, обещание Господа нашего исполняется“.
109. И падают на бороды, плача, и увеличивает он в них смирение».
110. Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена». Не произноси громко своей молитвы, но и не шепчи ее, а иди по пути между этим.
111. И скажи: «Хвала Аллаху, который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!» И величай Его величанием!
Источник Сура Ночной перенос
Перевод Ю. Крачковского
Редко, что можно добавить к первоисточнику, разве то, что Муса и Иса - Моисей и Христос, в русском переводе.
Купол Скалы |
Центральное место на Храмовой горе - Купол Скалы. Он, в некотором роде, является визитной карточкой Иерусалима. Его Золотой купол ярко блестит в лучах солнца и виден из множества мест и смотровых площадок. Собственно, Купол Скалы возведен над тем самым местом, где стояли оба еврейских Храма.
В Куполе Скалы находится Камень Основания (Краегольный Камень). Это скала, на Храмовой горе, над которой находилась "Святая Святых" Иерусалимского Храма .Считается краеугольным Камнем Мироздания. Именно с него Господь начал сотворение Мира. Помимо реальных фактов, мы все время помним, что имеем дело с Сакральной Мифологией... Поэтому, существуют трактовки и разночтения в разных конфессиях. В еврейской традиции считается, что на месте Купола Скалы, после прихода Мессии, будет стоять Третий Храм. Также, в скале, есть след стопы Мухаммеда и волосы из бороды пророка.
Площадка, где был Храм Соломона называется Харан-Эш-Шариф (Священный двор). В стене, окружающей Храмовую гору 11 ворот, 7 в западной и 3 в северной сторонах. Самые примечательные – Золотые ворота Иерусалима. Сегодня они замурованы. По преданию евреев, через них войдет Мессия в Иерусалим. С южной стороны, подъема на гору нет, но когда-то были ворота – "ворота Хульды" (пророчица, упоминаемая в 4-й книге царств Ветхого Завета). Ворота Хульды есть:- двойные (восточные);
- тройные (западные).
У Северных (Райских) ворот есть плита из зеленой яшмы. Это Райский Камень, по легенде принесенный Мухаммедом. Пророк вбил в плиту 19 гвоздей, которые обеспечивают стабильность Мироздания, но Нечистый вынимает, при случае, по гвоздю, расшатывая Космос. Сегодня их осталось всего 3! Когда будет вынут последний гвоздь – настанет Судный День. К Куполу Скалы ведут 9 лестниц, 6 из которых с византийскими портиками. Портики называются Мизан (Весы). В Судный День здесь будут взвешивать Души Мертвых.
******************************************************************************************************************************************************************
Туристические хлопоты
Посещение Храмовой Горы - дело непредсказуемое. Туристов туда не пускают в Пятницу (Святой День у мусульман) и Мусульманские праздники. Так же, в Иерусалиме, всегда есть напряжения между этносами и нередки беспорядки. Поэтому мы выбрали Четверг и пошли утром. Вход на гору только со стороны Мусорных ворот, через турникет и охрану. Далее поднимается наверх по специальный деревянной лестнице и попадаем на гору. Сначала смотрим Мечеть Аль Аксу и площадку возле нее. Сама Гора – отличная смотровая площадка. Арабы ни в Мечеть ни в Купол Скалы не пустили.
- “Sorry. It’s a pity. No visitation!”.
Мы переспросили у Цахала, патрулирующего территорию. Парень, глядя с ненавистью спросил: - «Muslim?». Мы сказали – "Нет". Он заулыбался и сказал: - "Нет, нельзя!". Вид у нас был - как у всех туристов (при всех строгостях) – камера, шапочки на голове, рюкзак, ну никак на мусульман не похожи… Огорчаемся, но что делать?
Обходим все неспешно и по Кругу. Такое место требует особого внимания! Смотрим виды, фотографируемся, обходим Купол Скалы. Не везде, на Храмовой Горе можно ходить, периодически арабы развлекаются.
- “No way!!!”
Подбегают и выгоняют с камней. Туристы, тем, не менее, упорно везде лезут. Как дети в песочнице, учитывая напряжение в Мусульманской части Иерусалима.
Всего разрешено находится около 3 часов, с утра – вполне достаточно для настройки и всех светских мероприятий.
***********************************************************************************************************************************************************
*****************************************************************************************************************************************************************
Местные коты |
Вид с горы Мориа (Храмовой горы) |
Вид на Елеонскую гору |
Израильсике полицейские. Типичные шоу-модели. Позируют и улыбаются
*****************************************************************************************************************************************************************
Иудаизм
События, которые согласно еврейской традиции, произошли на Храмовой горе
- Сотворение первого человека Адама.
- Адам совершил жертвоприношение Богу.
- Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
- Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
- Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
- Праотец Иаков видит здесь сон.
- Царь Соломон построил Первый Храм, простоявший 410 лет.
- Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм, простоявший 420 лет.
Начинаем раскрутку ленты времени назад.
В 687—691 года был воздвигнут Купол Скалы, по повелению Абдул аль-Малика. Римляне разрушили Второй Храм в 70 г под руководством Тита. Долгое время город был под Римлянами, Византийцами, арабами, крестоносцами, снова арабы, затем турки и не такое долгое время, учитывая периоды – британцы, сегодня часть еврейского Израиля. Но вернемся к периоду Второго Храма. В Музее Израиля есть целая площадка с полной реконструкцией Святыни. Царь Ирод реконструировал Храм, но само сооружение было возведено после Вавилонского пленения евреев в 538 г . до н.э. В Ветхом Завете Библии дается полное описание событий с указанием всех параметров Второго Храма. Примечательно, что сохранилась подпорная стена Храма, которая сегодня стала еврейской святыней Стеной Плача (сразу после Храмовой Горы наш путь лежит туда). Событий столь много и безусловно в происходившем есть внутренний, особый смысл, поэтому отсылаю всех к Ветхому Завету и Истории Израиля.
Первый Храм
Первый Храм или Храм Соломона, был завершением целого гигантского периода сакральной истории еврейского народа, начиная с Исхода из Египта и заканчивая завоеванием Иерусалима царем Давидом. Участок Храмовой Горы был куплен Давидом у иевусея Аравны (Орны) и сначал здесь был жертвенник Богу Израиля. В золотой период еврейской истории Царь Соломон построил Первый Храм, который простоял 403 года. В целом Первый Храм смело можно считать Архетипом всех Храмов Мира. Любая церковь сделана по этому архетипу, поэтому входя в Храм, прихожанин, образно, «прикасается» к Первому Храму. Опять сплетение массы причин привело к падению первого Храма от рук царя Навходоносора в 586 г до н.э.. Снова отсылаю к Ветхому Заветы для осмысления всех тектонических пластов событий.
Сон Иакова
"Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в ХАРРАН, и пришел на одно место и остался там ночевать, ПОТОМУ ЧТО ЗАШЛО СОЛНЦЕ. И взял ОДИН ИЗ КАМНЕЙ того места, И ПОЛОЖИЛ СЕБЕ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ЛЕГ НА ТОМ МЕСТЕ. И увидел во сне: вот, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРХ ЕЕ КАСАЕТСЯ НЕБА; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, ГОСПОДЬ СТОИТ НА НЕЙ и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню... ИАКОВ ПРОБУДИЛСЯ ОТ СНА СВОЕГО и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я и не знал! И убоялся и сказал: КАК СТРАШНО СИЕ МЕСТО! это не иное что, как Дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков утром, и взял КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОН ПОЛОЖИЛ СЕБЕ ИЗГОЛОВЬЕМ, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того ГОРОДА было: Луз...
Этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим"
Этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим"
(Бытие 28:10-14, 28:16-19).
Жертвоприношение Авраама
Теперь мы обращаем свое внимание на запредельно трагичное событие, известное как Жертвоприношение Авраама
***
Бог искушал Авраама и сказал ему:
— Авраам!
Он сказал:
— Вот я.
Бог сказал:
— Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог.
На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека.
И сказал Авраам отрокам своим:
— Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал:
— Отец мой!
Он отвечал:
— Вот я, сын мой.
Он сказал:
— Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Авраам сказал:
— Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
И шли далее оба вместе.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:
— Авраам! Авраам!
Он сказал:
— Вот я.
Ангел сказал:
— Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрит). Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:
— Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Бытие.22:1-18)
Ной, Каин и Авель
А. Дюрер, гравюра. Каин убивает Авеля |
Далее мы движемся к эпохе Ноя и наказанию человечества. Здесь было место завершения событий, затем переносим внимание к Каину и Авелю, соорудивших здесь жертвенник. Именно история войн, распрей, ужасов и бедствий социума идет по архетипу изложенному в истории братьев. Кстати, на Святой Земли не утихает напряжение и война, иногда замирая, прячась, затем снова пробуждаясь. Каиново проклятие снова и снова требует жертв…
Сотворение Человека
Микеланджело. "Сотворение Адама" |
Дальше мы приходим к Адаму. Некоторые традиции Адамом называют все совокупное человечеству. Адам здесь же сооружает жертвенник Всевышнему. На Горе Мориа Адам и был сотворен...
******************************************************************************************************************************************************************
Практически Гора Мориа (Храмовая гора) – это совокупная ось земного человечества, в его сакральном восприятии. Безусловно, есть над чем задуматься, что осмыслить и пережить. Как-то 3 часа уже кажутся мгновением, впрочем, разве не мгновение жизнь человека...
Пcалом 102
Благоcлови, душа моя, Гоcпода,
и вcё, что во мне, — имя cвятое Его,
благоcлови, душа моя, Гоcпода,
и не забывай вcеx даяний Его.
Он пpощает вcе беззакония твои,
иcцеляет вcе недуги твои,
избавляет от иcтления жизнь твою,
венчает тебя милоcтию и щедpотами,
наcыщает благами желание твоё;
как у оpла, обновитcя юноcть твоя.
Милоcть твоpит Гоcподь,
защищает пpаво вcеx утеcняемыx.
Он откpыл пути Cвои Моиcею,
cынам Изpаилевым — деяния Cвои.
Щедp и милоcтив Гоcподь,
долготеpпелив и многомилоcтив,
не до конца пpогневаетcя,
и не вовек вpаждует;
не по беззакониям нашим cотвоpил нам,
и не по гpеxам нашим воздал нам.
Как выcоки небеcа над землёй,
cильна милоcть Его к боящимcя Его;
как отcтоит воcток от запада,
отдалил Он от наc беззакония наши.
Как милует отец cынов,
милует Гоcподь боящиxcя Его.
Ибо Он знает cоcтав наш,
помнит, что мы — пеpcть.
Человек — дни его подобны тpаве,
как цвет полевой, отцветают;
повеет над ним, и нет его,
и не узнает его меcто его.
Милоcть же Гоcподня от века и до века
к боящимcя Его,
и пpавда Его на cынаx cынов,
xpанящиx Завет Его,
помнящиx заповеди Его, чтобы твоpить иx.
Гоcподь на Небеcаx воздвиг пpеcтол Cвой,
и Цаpcтво Его вcё объемлет.
Благоcловите Гоcпода, вcе ангелы Его,
кpепкие cилою, твоpящие cлово Его,
внемля глаcу cлова Его.
Благоcловите Гоcпода, вcе воинcтва Его,
cлуги Его, твоpящие волю Его.
Благоcловите Гоcпода, вcе дела Его!
На вcяком меcте владычеcтва Его
благоcлови, душа моя, Гоcпода!
На вcяком меcте владычеcтва Его
благоcлови, душа моя, Гоcпода!
Стена Плача
"Давайте делать паузы в пути" (Макаревич)...
Мы сделали приличный перерыв после Храмовой горы, просто чтобы успокоить увиденное. Все осознается потом и долгое время...
Площадь перед стеной плача просто забита туристами, верующими евреями, охрана, солдаты, гиды… Сама Стена – это место непрестанного моления. Оно разделено на 2 части - мужскую и женскую. Перед входами есть краны с водой и медными кружками для омовений. Любопытно, с женской половины разрешается подглядывать на мужскую часть, даже сделана ступенька. Стена заполнена множественными записками с просьбами в Богу. Мне показалось самым лучшим просто постоять и помолчать вместе со всеми. Здесь полное всеобщее единство – люди перед Всевышним…
Стена Плача |
Вход на Храмовою гору |
Глядя на Храмовую гору, в лучах солнца, мы прощаемся с этим Величием и выходим на площадь, к Стене Плача. Какой бы не был скверный характер у евреев (что даже отмечено в Библии) именно они несут специальную особую нагрузку среди людей. Это совсем не та исключительность, где я «Умный» – а все «дураки». Только примитивный взгляд может так видеть. Это просто особая работа, которую могут выполнить только они и совсем не дающая социальных благ. Глядя на историю еврейского народа все совсем наоборот, это тяжелый груз. При этом ошибки очень сильно наказуемы. Так не раз народ попадал в плен и пережил 2000 летний период рассеяния. Это немыслимо – жить без государства, без своей земли, среди других народов и сохраниться и сохранить традицию, да еще в условиях непрестанных гонений. В основном все происходило в Христианском и Мусульманском мирах, что даже сегодня видно по выходцам в Израиле из разных стран.
Поэтому остаток стены (Western Wall) от Второго Храма и называется «Стена Плача»...
Псалом 136
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.
Слава:
Для меня это квинтэссенция наказаний за грехи целого народа. Антисемитские гонения в Европе или ужасы 20 века вполне подходят к выраженному в этом тексте. Но само появление Израиля на Карте Мира может быть выражением внутренне силы евреев. Для уточнения позиций – автор православный христианин, но видение на народ Божий изложить хотелось…
Тоннели Хасмонеев
Опять пауза и мы двигаемся в тоннели Хасмонеев. Если стоять лицом к стене – слева есть вход к археологическим раскопками возле Стены. Пускают туда только с гидами и группами. Мы записываемся на время в англоязычную группу и идем на смотровую площадку, справа от Стены, недалеко от входа на Храмовую Гору и занимаемся фотосъемкой с толпой туристов. Поход по тоннелям практически еще одно движение вдоль Стены в сторону мусульманского квартала, куда мы и вышли, в конце экскурсии. Полное ощущение посещения пещеры в Карпатах...
***************************************************************************************************************************************************************
На этом Сакральное прикосновение завершается. Мы были очень довольно, что вообще попали на Храмовую Гору. Была еще идея придти в Шаббат к Стене Плача и окунуться в молитвенное действие. Но Шаббат настолько необычное явление, что не сложилось. Пережитого вполне хватит на множество поездок. Но сама суть есть только здесь, если говорить о паломнических поездках к Святым Местам.
Завершаем все молитвами.
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Отче Наш
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Господи Иисусе Христе, помилуй наш грешных!
Молитва Духу Святому
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас! (3 раза)
******************************************************************************************************************************************************************
Справка
Храмовая гора
Местоположение: Иерусалим, Старый город, Храмовая гора.
Вход для туристов на Храмовую гору только через Магрибские ворота.
Часы посещения:
зимой с 7:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30,
летом с 8:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.
В пятницу и в мусульманские праздники - вход на Храмовую гору только для мусульман.
Вход: посещение мечетей и музея исламского искусства - платное. Можно приобрести комплексный билет (около 30 шекелей).
Телефон специального участка полиции Храмовой горы: 972-2-6282013 (в случае непредвиденных обстоятельств, вам порекомендуют не посещать Храмовую гору).
Одежда должна быть скромной, запрещается курить, внутри мечетей нельзя фотографировать, входя внутрь, необходимо снимать обувь, мужчинам и женщинам запрещено касаться друг друга, даже если они являются супругами.
Стена Плача
Время посещения
24 час в сутки каждый день
Одежда лучше строгая, но туристы шастают в чем хотят...
Тоннели Хасмонеев
Справка
Храмовая гора
Местоположение: Иерусалим, Старый город, Храмовая гора.
Вход для туристов на Храмовую гору только через Магрибские ворота.
Часы посещения:
зимой с 7:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30,
летом с 8:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.
В пятницу и в мусульманские праздники - вход на Храмовую гору только для мусульман.
Вход: посещение мечетей и музея исламского искусства - платное. Можно приобрести комплексный билет (около 30 шекелей).
Телефон специального участка полиции Храмовой горы: 972-2-6282013 (в случае непредвиденных обстоятельств, вам порекомендуют не посещать Храмовую гору).
Одежда должна быть скромной, запрещается курить, внутри мечетей нельзя фотографировать, входя внутрь, необходимо снимать обувь, мужчинам и женщинам запрещено касаться друг друга, даже если они являются супругами.
Стена Плача
Время посещения
24 час в сутки каждый день
Одежда лучше строгая, но туристы шастают в чем хотят...
Тоннели Хасмонеев
- Экскурсии проводятся только с гидом по предварительной записи.
- Язык: английский, иврит и французский (только в августе).
- вс-чт: 7.00–23.00 ( по записи)
- пт и накануне праздников: 7.00–12.00
- закрыт в сб, праздники и накануне Йом Кипур, Рош ха-Шана и Тиша Бэ'ав
Израиль, Иерусалим, Храмовая гора сентябрь, 2016 год
Комментарии
Отправить комментарий